Семнадцатого октября 1933 г. пятнадцатилетняя Нина Луговская пошла гулять с подругой к Новодевичьему монастырю. «Когда мы были почти у цели», написала она в своем дневнике, «мы должны были остановиться на перекрестке, чтобы подождать, когда повернет автомобиль». Это был странный автомобиль, немного похожий на скорую помощь, но ярко освещенный изнутри. Один из военных, сидевших ближе всех к окну, пристально посмотрел на них, даже повернул голову. Этог ... |
Профессия водителя не слишком привлекала образованных людей. Данные по городу Иваново за 1933 г. показывают, что 160 из 1758 водителей «имеют образование девять классов. 244 — неполное среднее образование, 1324 - начальное образование и 30 были неграмотными. Не существует оснований полагать, что эти соотношения нетипичны. Шоферство было убежищем для «классово чуждых», так по крайней мере кажется, когда читаешь отчеты о ДТП со смерте ... |
Образ водителя в Советской России связан с необходимостью в некоторых ситуациях идти на риск. В более спокойные времена это может и не проявляться. В стихотворении «Я шофер» (1928) одесского поэта Осипа Колычева (1904-1973) водитель отвергает «посулы Автодора» и «лихие поговорки» и определяет, как ястреб развернул крылья за тысячи километров отсюда благодаря «ветру, пахнущему бензином». Но времена ... |
Данные об авариях, собранные из различных источников, позволяют предположить, что в середине 1930-х гг. их уровень упал по крайней мере в Москве. Однако, вместо того чтобы поздравить водителей с этой тенденцией, передовица в Правде обвиняла транспортные организации в сокрытии фактов аварий. Как сообщается, «транспортной группой» Контрольной ревизионной комиссии обнаружены 85 таких случаев только в одном гараже. «Правда» также критик ... |
Дисбаланс среди водителей, в основном спровоцированный предрассудками о некомпетентности женщин как знатоков машин и об их беззащитности против сексуальных домогательств во время дальних поездок, также мало комментировался. В этой связи не принималось каких-либо мер в конце 1920-х и начале 1930-х. — в период, когда в стране уже почти не оставалось профессий, считавшихся чисто мужскими. Даже призыв XVII съезда партии обучить дополнительно 700 тыс ... |
В январе 1932 г. «Красный транспортник», печатный орган ЦК профсоюза, сообщал с тревогой, что в стране имеются машины без водителей, автопарки без инженеров. К середине года потребность в новых водителях составила 156 тыс. человек. Курсы для обучения водительскому делу стали открываться, казалось, повсюду. Союзтранс, крупнейшая автотранспортная организация с филиалами по всей стране, смогла обучить наибольшее число желающих – 68 тыс. за 1931 -1932 гг., как ... |
Различие истории вождения в США и СССР можно проследить этимологически. В Америке начала XX в. словом «шофер» (от французского «пожарный» или «кочегар паровых автомобилей»), очевидно, называли всех, кто вел автомобиль, будь то для удовольствия или по найму, и его использовали охотнее, чем английское слово driver (водитель). К середине 1910-х гг. значение термина сузилось, и в настоящее время применяется для названия механика-водителя, водителя-профессионал ... |
Чтобы поддерживать первые автомобили в рабочем состоянии, требовалось немало времени и умения. Это, а также опасности первых автомобильных путешествий — ненастная погода, непредсказуемое качество дороги, пугливость лошадей и других животных, встречающихся на пути, недостаток гаражных помещений, особенно в городской зоне, — вынудили большинство владельцев брать на работу шоферов, которые также выполняли обязанность механика. В ... |
Автомобили и грузовики постоянно переводили из одного учреждения в другое. Иногда это было связано только с перераспределением административного управления транспортными средствами, и перевод существовал исключительно на бумаге. В других случаях наблюдалось реальное перемещение из одного гаража в другой. Самые амбициозные усилия, но перераспределению предпринимались в Москве в 1937 г., когда правительство приняло решение заменить ГАЗ-А, фордовские седаны и ... |
«Автодор» не был единственным организатором лотерей, где автомобили предлагались в качестве призов. Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ), основанное в 1925 г., провело в 1932 г. свою четвертую лотерею. Одним из победителей, выигравших «форд», был тов. Туев, рабочий проволочно-гвоздильного завода в Артемовске. Единственная проблема, как сообщал Туев местному представителю рабоче-крестьянской инспекции, заключалась в том, что автомобиль так и ... |
Правительство также не гнушалось подобных игр. Начиная с 1 марта 1930 г. Совнарком продавал автомобильные обязательства колхозам и другим кооперативным и общественным организациям и отдельным трудящимся, нуждающимся в автотранспорте. Это были, по словам Лазарева и Грегори, численно наиболее значительные розничные продажи. Цена на первый из четырех выпусков по состоянию на 1931 г. составляла 1850 рублей. С помощью этого метода государство собира ... |
Решения о том, кто или какая именно организация будет получать автомобили и в каких количествах, принимались на местах. Голод, который охватил Украину, Северный Кавказ и Нижнюю Волгу в 1932- 1933 гг., изменил ситуацию. Поставки в учреждения, занимающиеся вопросами урожая, стали первоочередными, в то время как Наркомату земледелия и Наркомату совхозов РСФСР было поручено направлять свои транспортные средства в регионы «ранней уборки». В свою оче ... |
Данные, которые Лазарев и Грегори приводят для оптовых и розничных сделок на 1933 г., могут подсказать нам, какие учреждения особенно преуспели в деле получения автомобилей. Итак, 45,4 % всех транспортных средств, распространяемых через оптовый процесс, попали в сельское хозяйство и пищевую промышленность, 17,9 % — в комиссариат тяжелой промышленности, 13.8 % — в армию, 6.6 % — «контрольным агентствам» (по сути, тайной полиции, известной под названием ОГПУ ... |
Появление легкового автомобиля означало приезд официального лица, потому что, за очень немногими исключениями (Пильняк, например), автомобили были доступны только чиновникам. Но каким образом чиновники их приобретали? Будучи одним из самых дефицитных товаров, машины стали капиталом государства, и их распределение составляло важную часть административной власти. Но государство состояло из тысяч учреждений разных уровней союзных, республиканских, ... |
Хотя трафик в Москве был несравним с основными европейскими или североамериканскими городами, все-таки транспорта оказалось достаточно для появления случайных пробок. Таких, например, как описанная Василием Аксеновым в начале его романа «Московская сага» (часть первая — «Поколение зимы»): Подумать только, в 1925 году, на восьмой год революции, пробки в Москве! Аксенов расценивал это событие как «причину для радости», знак того, что «жизнь возвращается вмес ... |
Автомобили были в основном сосредоточены в городах европейской части страны. Из примерно 18 тыс. зарегистрированных в январе 1928 г. машин чуть более половины находились в Москве и Ленинграде. Одним из показателей первенства Москвы являлось то, что только на нее распространялся декрет Совнаркома (от 10 нюня 1920 г.), устанавливающий правила пользования автомобилями (Об авто-движении по г. Москва и ее окрестностям, правила). Контроль за их соблюдением был в ... |