Различия между запланированными оптовым и розничным распределениями автомобилей
Данные, которые Лазарев и Грегори приводят для оптовых и розничных сделок на 1933 г., могут подсказать нам, какие учреждения особенно преуспели в деле получения автомобилей. Итак, 45,4 % всех транспортных средств, распространяемых через оптовый процесс, попали в сельское хозяйство и пищевую промышленность, 17,9 % — в комиссариат тяжелой промышленности, 13.8 % — в армию, 6.6 % — «контрольным агентствам» (по сути, тайной полиции, известной под названием ОГПУ), 5 % — местным органам власти и небольшие доли девяти другим ведомствам.
Что касается розничных сделок, то местные органы власти получили пятую часть всех транспортных средств, партия — 12.5 %, сельское хозяйство и пищевая промышленность немного меньше, а затем — представители сферы социальных услуг, искусства и средств массовой информации. Армия не появляется в качестве участника розничной торговли, потому что, как предположили авторы, «военные ассигнования были отдельными и фиксировались в другом месте».
В действительности, аналитические различия между запланированными оптовым и розничным распределениями, как правило, весьма размыты. Практически во все ежеквартальные «оптовые» распределения, первоначально разработанные Госпланом («планировщик») и утвержденные комиссией Молотова, были внесены поправки о включении конкретных назначений. Например, в инструкции для первого квартала 1933 г. читаем: «Из 550 назначенных машин выберите 525 для первоочередной выдачи председателям межрегиональных комиссий по уборке и политотделам МТС».
Аналогичная ситуация наблюдалась во втором квартале: «Обяжите НКЗем и НКСовхоз направить полученные ими машины в районы ранней уборки». Кроме того, в дополнение к ежеквартальным распределениям существовали ежемесячные, а в четвертом квартале — дополнительные списки распределения. В них числились и такие крупные получатели, как армия (250 легковых автомобилей, 2000 грузовиков) и комиссариат тяжелой промышленности (800 легковых автомобилей, 1500 грузовых автомобилей), и средние — райкомы партии (400 легковых автомобилей), политотделы машинно-тракторных станций (МТС, 300 легковых автомобилей), и мелкие: ударники уборочной страды (50 легковых автомобилей), Ленинская библиотека, академики Карпинский и Марр и писатель Алексей Толстой.
Что касается розничных сделок, то местные органы власти получили пятую часть всех транспортных средств, партия — 12.5 %, сельское хозяйство и пищевая промышленность немного меньше, а затем — представители сферы социальных услуг, искусства и средств массовой информации. Армия не появляется в качестве участника розничной торговли, потому что, как предположили авторы, «военные ассигнования были отдельными и фиксировались в другом месте».
В действительности, аналитические различия между запланированными оптовым и розничным распределениями, как правило, весьма размыты. Практически во все ежеквартальные «оптовые» распределения, первоначально разработанные Госпланом («планировщик») и утвержденные комиссией Молотова, были внесены поправки о включении конкретных назначений. Например, в инструкции для первого квартала 1933 г. читаем: «Из 550 назначенных машин выберите 525 для первоочередной выдачи председателям межрегиональных комиссий по уборке и политотделам МТС».
Аналогичная ситуация наблюдалась во втором квартале: «Обяжите НКЗем и НКСовхоз направить полученные ими машины в районы ранней уборки». Кроме того, в дополнение к ежеквартальным распределениям существовали ежемесячные, а в четвертом квартале — дополнительные списки распределения. В них числились и такие крупные получатели, как армия (250 легковых автомобилей, 2000 грузовиков) и комиссариат тяжелой промышленности (800 легковых автомобилей, 1500 грузовых автомобилей), и средние — райкомы партии (400 легковых автомобилей), политотделы машинно-тракторных станций (МТС, 300 легковых автомобилей), и мелкие: ударники уборочной страды (50 легковых автомобилей), Ленинская библиотека, академики Карпинский и Марр и писатель Алексей Толстой.
Похожие объявления / новости