Десятого мая 1933 г. «Правда» опубликовала статью, написанную в Горьком и озаглавленную «Автострада Москва-Горький» В ней сообщалось, что одобрен план строительства 414-километру, го шоссе, которое будет включено в число приоритетных («ударных») строительных проектов года. Подготовительная работа, но сооружению хранилищ для битума, гравия и асфальта уже началась. Дорога, на строительство которой уполномочен «Автодор» (хотя и не финансируемая им), станет «к ... |
В конце 1920-х гг. журнал «За рулем», издаваемый «Автодором» опубликовал несколько статей, хваля иностранные дороги. Одна из них, написанная на основе писем в СССР группы нефтяников из Баку, сообщала: поверхности дорог в Соединенных Штатах настолько гладкие, что можно читать и писать, сидя в автобусах. Более типичным был отчет председателя дорожного отдела «Автодора» Ильи Фельдмана о его поездке на запад. Он сообщал, что насчитал за час 250 автомобилей на ... |
Автопробеги, которые имели место после путешествия Москва-Кара-Кум-Москва, служили иным целям. Маршрут пробега «дизелей» в 1934 г., «автопробег газогенераторов» в 1938 г. и пробег в 1939 г. автомобилей, работающих на смеси бутана и пропана, преследовали в основном научно-технические цели. Два автопробега 1936 г., очевидно, были проведены «напоказ». В одном из них, подготовленном спортивным обществом «Динамо», семь автомобилей ГАЗ проехали по маршруту длино ... |
Ни один экспедиционный автопробег не приобрел такую известность, как Москва-Кара-Кум-Москва. Впоследствии прошли еще несколько пробегов. И в нанках «Автодора» содержатся некоторые подготовительные предложения, сопровождающиеся высокопарными рассуждениями. В частности, сохранялась мечта пересечь Сибирь. В январе 1935 г. состоялась встреча по поводу организации Восточносибирского автопробега, где выступил глава автомобильного отдела «Ав ... |
Если это был наихудший из экспедиционных автопробегов, то высшим достижением стал пробег по маршруту Москва-Кара-Кум-Москва летом 1933 г. Он блестяще содействовал пропаганде улучшения (при их наличии) и строительства (при полном отсутствие дорог и героизма тех, кто сидит за рулем. Во всех отношениях этот автопробег стал кульминацией многолетних усилий «Автодора» в деятельности по популяризации советского автомобилизма. Ключ успеха лежал в р ... |
Когда пять легковых автомобилей, два небольших грузовика и мотоцикл выехали из Москвы в Архангельск 10 августа 1929 г., их главной агитационной целью было не столько улучшение дорог, сколько их постройка. «Автодор» организовал Большой Северный автопробег, трехтысячекилометровое путешествие, чтобы «определить маршрут будущего шоссе» в Архангельск. Такие экспедиционные ралли были весьма популярны в конце 1920-х и начале 1930-х гг. не ... |
Рапорт, направленный в Центральный Совет «Автодора» об агитационном пробеге через Вятскую губернию, также состоявшемся летом 1929 г., подобен предыдущему (но написан в менее раздраженном тоне). Находившийся в передовом довоенном «паккарде» или в полутонном грузовике «пежо», Бронников, автор доклада, и его коллеги, автомобилисты-любители, переезжая из деревни в деревню, читали лекции об «автомобилизации», ... |
Одним из наиболее изобретательных способов агитации против бездорожья была организация автомобильных гонок, известных в России под названием «автопробег». Это по сути советский вариант традиции, которая сложилась в странах Западной Европы и их заморских колониях. Гонки, как правило, были двух видов: «экспедиционные» и «агитационные». Основной целью агитационных являлась пропаганда состояния дорог и надежда, что гласн ... |
Каково бы ни было отношение, но система не изменилась, да и дни «Автодора» были уже сочтены. После его ликвидации в 1935 г. не осталось ни одной организации вне партии и комсомола, которая проводила бы конкурсы и месячники по пропаганде хорошего содержания дорог. Система регулировалась выдачей форм отчетности исполнительным комитетам районных Советов, а от них — райдоротделам. Формы были довольно сложными, и для оказания п ... |
В 1931 г. сообщалось, что республика выполнила свои дорожные планы на 113 %. За выдающиеся успехи в организации трудового участия в 1932 г. центральный совет «Автодора» наградил чувашское отделение двумя тракторами и премией в 15 тыс. рублей, чтобы воспитывать новые кадры для дорожного строительства. Но за этими шумными акциями стояли более чем скромные реальные достижения. По данным за 1933 г., инвентаризация, проводившаяся Цуд ... |
Дорожный отдел Центрального совета «Автодора» служил и как управление, и как информационный центр кампании. Архивы полны стенографических отчетов из его «главного штаба» о проведении «ударных месячников» против бездорожья, организации социалистического соревнования, а также о выполнении сельским населением обязательств «трудучастия». Отчеты президиума отдела звучат как сводки с фронтов: « ... |
Партийные и комсомольские активисты — еще одна группа участников драмы под названием «призыв на содержание и строительство дорог». Хотя количество их в селе было не слишком велико, они могли поднимать настоящие бури, по крайней мере, в прессе. «Во сто раз!» кричал газетный заголовок со ссылкой на колоссальные достижения Чувашской АССР, где всего за полтора года количество километров улучшенных дорог выросло, черт возьми, в ... |
Степень участия крестьян в строительстве дорог после этого увеличилась, хотя и не сразу. Особенно пестрой была картина показателей выполнения обязательств в 1931 г.: почти на 100 % в Нижнем Новгороде, Ленинградской области и Чувашской автономной республики (АССР); не более чем 30 % на Северном Кавказе и Нижней Волге и по-прежнему незначительной в Крыму, Казахстане, Туркмении и Таджикистане. Власти заявляли, что 8 млн. колхозников и поселенц ... |
Решение проблемы через опору на трудовую повинность являлось компромиссным. В то время как дорожные работы на 1929-1930 г., финансируемые из государственного бюджета, были реализованы на 70 %, выполнение задач по трудовой повинности, по разным оценкам, составляло от 15 до 30 %, и большая их часть оценивалась как некачественная. Разброс оценок вызван, видимо, трудностями при получении точных статистических сведений или недопониманием природы происходяще ... |
Рано или поздно местному населению предлагалось внести свой вклад, например свой труд. Такая система содержания и строительства дорог, которая оставалась в силе на протяжении десятилетий, была оформлена постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров в ноябре 1928 г. Она заменила собой постановление от августа 1925 г., в котором утверждалась требование отработать каждому до шести дней в году на обслуживании ... |
Как уже отмечаюсь. Советские власти классифицировали дороги в зависимости от того, были ли они «общегосударственного» или «местного» значения. Первые они подразделяли на три класса: «союзного» значения (первый класс) — закрытые для гужевого транспорта и имевшие минимальный предел скорости; второго класса (республиканского уровня); и третьего класса (областные, краевые или принадлежащие равнозначным административным ... |