Автопробег "Автодора"

Когда пять легковых автомобилей, два небольших грузовика и мотоцикл выехали из Москвы в Архангельск 10 августа 1929 г., их главной агитационной целью было не столько улучшение дорог, сколько их постройка. «Автодор» организовал Большой Северный автопробег, трехтысячекилометровое путешествие, чтобы «определить маршрут будущего шоссе» в Архангельск. Такие экспедиционные ралли были весьма популярны в конце 1920-х и начале 1930-х гг. не в последнюю очередь из-за широкого резонанса, который они получили в прессе и кинохронике. Вселяя в людей ощущение мужества, они также способствовали проявлению глупости. Дух подобных мероприятий хорошо иллюстрирует 9500-километровый пробег (продолжительностью три месяца) из Владивостока в Москву — «рекогносцировочный пробег» 1930 г.

Это было детище инженера Н. Заборовского, который, выступая в Центральном совете «Автодор», уверенно заявил: «Наша задача состоит в том, чтобы дать стране дороги, и этот путь мы найдем». Делать это нужно было как можно скорее, потому что уже звучали требования туристов «кратчайшим путем — в кругосветные путешествия». Поэтому, по мнению Заборовского, «нам нужно показать дорогу туристам, а не ждать, пока они нам ее покажут». Заборове кий также отметил «волну переселения, направленную на Дальний Восток» из европейской части страны (то есть изгнание кулаков и других классовых врагов) в качестве основании для включения Украины и Белоруссии в программу автопробега. Это, как полагал Заборовский, повысило бы его агитационную ценность.

Автопробег не задался с самого начала. Доставка всех участников, автомобилей и припасов во Владивосток показала, насколько это сложное дело. Несколько раз вынужденно откладывали старт. В заключительном рапорте С. А. Заикин, командор пробега, использовал глагол «плыть», а не «ехать» или «везти», чтобы подчеркнуть ужасные условия и мучительно низкую скорость передвижения. По-видимому, никто не создал запас топлива или продуктов, несмотря на «целую кучу телеграмм».

В одном месте милиционер на пять дней арестовал участников пробега, потому что получил от региональных властей телеграмму с требованием не допустить его прохождения из-за недостаточной подготовки. Смертельный удар по автопробегу был нанесен недалеко от Хабаровска (к северу от Владивостока), когда два из трех автомобилей вынуждены были свернуть в болото, чтобы избежать столкновения с локомотивом — железнодорожная авария могла иметь символическое значение.

В свою очередь, Заборовский пытался оспорить большую часть отчета Заикина. «Говорить о бездорожности... преувеличение», — сказал он в совете «Автодора». За исключением болотистых мест, дороги были «более или менее приличные». Если не учитывать пять дней, «которые мы бессмысленно провели под стражей в милиции, мы в среднем делали бы по сто километров в день», сказал он. Только Заикин был против возобновления автопробега. Впрочем, присутствующие не поверили Заборовскому.
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Маркетинговая награда для Гран-при Лондона

Громкий пиар ход, которым команда Макларен пыталась привлечь к себе внимание всего мира, удался на славу, этого никто не ожидал, даже от таких п ...
Ежегодная автогонка звезд 23-го февраля

Для большинства жителей нашей необъятной родины 23 февраля ассоциируется с днем защитника отечества. Но те, кому близки автомобили и тем более авто ...

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...

АВТОРИЗАЦИЯ