Дни «Автодора» были сочтены
Каково бы ни было отношение, но система не изменилась, да и дни «Автодора» были уже сочтены. После его ликвидации в 1935 г. не осталось ни одной организации вне партии и комсомола, которая проводила бы конкурсы и месячники по пропаганде хорошего содержания дорог. Система регулировалась выдачей форм отчетности исполнительным комитетам районных Советов, а от них — райдоротделам.
Формы были довольно сложными, и для оказания помощи в их заполнении Гушосдор, преемник Цудортранса, распространял инструкции по заполнению всех девяти разделов формы. Продолжат ли крестьяне отлынивать от работ по благоустройству дорог, как это было со многими другими задачами, возложенными на колхозников, или же они в итоге пришли к выводу, что дорожные работы дают ощутимые преимущества? Сведений об этом мало, и они противоречивы. Но широкое распространение грузовиков в колхозах в конце 1930-х гг. (в значительной степени это результат государственных розничных продаж в хозяйства, которые выполнили свой план закупок), вполне возможно, изменило мнение многих крестьян.
В 1937 г. только хлопковые колхозы в Центральной Азии получили 2000 автомобилей, в Татарской АССР их закупили около тысячи, а колхозы Азово-Черноморского края приобрели 1460 грузовиков (и 23 тыс. велосипедов). «Правда» сообщала, что украинские колхозы имели 2651 транспортное средство на 1 октября 1936 г., но 9356 на 1 августа 1937 г. Некоторые требовали легковых автомобилей. Особенно потому, что лошади «оставались дефицитом на протяжении 1930-х гг.», предоставление этих средств для коллективного или личного использования могло создать недостающие стимулы для ремонта дорог. В этом смысле автомобили, можно сказать, несут ответственность за улучшение дорог.
Формы были довольно сложными, и для оказания помощи в их заполнении Гушосдор, преемник Цудортранса, распространял инструкции по заполнению всех девяти разделов формы. Продолжат ли крестьяне отлынивать от работ по благоустройству дорог, как это было со многими другими задачами, возложенными на колхозников, или же они в итоге пришли к выводу, что дорожные работы дают ощутимые преимущества? Сведений об этом мало, и они противоречивы. Но широкое распространение грузовиков в колхозах в конце 1930-х гг. (в значительной степени это результат государственных розничных продаж в хозяйства, которые выполнили свой план закупок), вполне возможно, изменило мнение многих крестьян.
В 1937 г. только хлопковые колхозы в Центральной Азии получили 2000 автомобилей, в Татарской АССР их закупили около тысячи, а колхозы Азово-Черноморского края приобрели 1460 грузовиков (и 23 тыс. велосипедов). «Правда» сообщала, что украинские колхозы имели 2651 транспортное средство на 1 октября 1936 г., но 9356 на 1 августа 1937 г. Некоторые требовали легковых автомобилей. Особенно потому, что лошади «оставались дефицитом на протяжении 1930-х гг.», предоставление этих средств для коллективного или личного использования могло создать недостающие стимулы для ремонта дорог. В этом смысле автомобили, можно сказать, несут ответственность за улучшение дорог.
Похожие объявления / новости