За пределами городов Цудортранс осуществлял контроль за строительством более чем ста тысяч километров новых, в подавляющем большинстве сельских и грунтовых, дорог. Хотя цифра составляла лишь 28 % из запланированных на первую пятилетку 360 тыс. километров, это было своего рода достижением построить хоть какие-то дороги в хаосе, сопровождавшем коллективизацию советской деревни. Не будем, однако, приукрашивать ситуацию. Выезд за пределы города на автомобиле, ... |
Потоки товаров, непрерывно курсирующие между городом и деревней, были в будущем. В настоящее время бездорожье казалось вездесущим. В Сталинграде, одном из наиболее быстро растущих советских городов, имевшем свой проект «социалистического города», только 5 % тротуаров было вымощено. А 95 %? Они просто не существовали. И речь идет не о каком-нибудь медвежьем угле, но о городе с крупной промышленностью, где тонны грузов должны перевозиться от одно ... |
В 1920-х и 1930-х гг. эта метафора дороги неоднократно использовалась в коммунистическом дискурсе наряду с другими своеобразными завоеваниями: «штурмовщина», «строительство», «развитие», «вызревание». Ленин время от времени использовал эту метафору, например на XI съезде партии (1922), когда размышлял о новой экономической политике, представляя ее в виде машины: «едет не совсем так, а очень часто совсем ... |
Бездорожье лежало на пересечении материального и метафорического. Материальное имело два компонента: нехватка дорог вообще и плохое состояние уже имевшихся в частности. По данным статистики, в СССР к октябрю 1929 г. имелось 22 430 километров шоссейных дорог, что было в два раза меньше, чем в Швеции, составляло около четверти основных дорог в Италии и менее чем одну десятую - в Германии и Великобритании. Что касается обслуживания, то в отчете Госплана у ... |
Ни один проект не привлекал к себе такого внимания, как строительство железной дороги Турксиб, потребовавшее капиталовложений в объеме 161 млн. рублей, освоенных в ходе строительства с 1927 по 1931 г. Что касается финансирования, то во второй пятилетке (1933-1937) на развитие железных дорог государство направило в пять раз больше средств, чем на «не железнодорожный» транспорт. Тем не менее, в книге, изданной в 1931 г. для п ... |
Среди наиболее убедительных аргументов в пользу «автомобилизации» можно назвать статью профессора Евгения Чудакова в журнале «За рулем». Опубликовав ее в первом выпуске, в апреле 1928 г., Чудаков отметил, что при относительно незначительном количестве автомобилей в стране нет недостатка в дорогах. Напротив, они пусты. Статистика, которую он привел, представляется весьма наглядной. Конечно, если основывать сравнение на чис ... |
Сознательно или бессознательно, но АвтоВАЗ делал то же самое, что и Ford Motor Company, создавшая в деревне Гринфилд Виллидж музей Генри Форда (Henry Ford Museum) и исследовательский центр Benson Ford Research Center. Компания старалась объединить себя с историей создавшей ее страны, рассказать своим нынешним работникам-тольяттинцам и их семьям о жизни предыдущих поколений и об испытаниях, выпавших на их долю, чтобы создать достойное впечатление о заво ... |
Сама компания, несмотря на все потрясения постсоветских времен, сохранилась. В условиях все большей глобализации автомобильной промышленности это уже само по себе достижение. Когда ГАЗ объявил о намерении прекратить производство «волг», а ИжАвто перестал выпускать свою «Оку», ВАЗ остался единственным в стране изготовителем легковых автомобилей. Хотя это должно было увеличить долю завода на рынке, прибыльность ряда его операций - ... |
Тольяттинская молодежь, вероятно, была особенно уязвима для проклевывающихся явлений постсоветской эры. Стратегическое положение города на пути наркотрафика из стран Центральной Азии в Европу и достаточный доход у второго поколения рабочих привели к тому, что Тольятти наводнили наркотики: в основном героин, но также и эфедрин, известный здесь как «винт». Годами власти игнорировали проблему, но на переломе веков количество зареги ... |
Одна из особенностей, которой всегда отличался Автозаводский район, — социальное равенство его жителей. Когда Каданников говорил о жизни «в таком же доме, как и вы, в Автозаводском районе», он не лгал. Весь управленческий персонал ВАЗа жил в практически одинаковых домах, занимая не слишком объемную жилую площадь. Но в 1990-х гг. это утверждение отчасти потеряло актуальность, поскольку менеджеры, накопившие достаточно средс ... |
Положение Березовского резко изменилось, но не из-за АвтоВАЗа, оборвавшего свои связи с ЛогоВАЗом несколькими годами ранее. Причина крылась в преемнике Бориса Ельцина Владимире Путине. Через считанные месяцы после своего избрания президентом в марте 2000 г. Путин инициировал несколько гражданских и уголовных процессов против Березовского и его старого приятеля Владимира Гусинского. Еще до конца 2000 г. Березовский добровольно уехал в Велико ... |
В конце 1993 г. Березовский и Каданников запустили другой проект. «Автомобильный всероссийский альянс» (ОАО AVVA), якобы призванный увеличить капитал и создать совместное предприятие с General Motors для выпуска нового «народного автомобиля», который предполагалось назвать «Калина» (планировалось изготавливать 300 тыс. штук в год). Капитал был увеличен за счет торговли средствами защиты, которые предположительно обме ... |
До недавнего времени постсоветский Тольятти был в основном известен активностью преступных группировок, так или иначе связанных с АвтоВАЗом. Ослабление органов государственной власти в конце 1980-х гг. сделало ВАЗ уязвимым к незаконным сделкам между администрацией завода и тем, что можно условно назвать зарождающимся бизнесом. Такие сделки заполняли пустоту, зиявшую между разрушающейся государственной системой распределения и широко разрекламированной ... |
Первого декабря 1996 г. жители Самарской области пришли на избирательные участки и подавляющим большинством голосов выбрали нового губернатора — Константина Алексеевича Титова, кандидата от Российской партии социальной демократии. Избиратели Тольятти имели еще одну причину голосовать: одновременно с выборами проводился референдум о возвращении городу его первоначального имени — Ставрополь-на-Волге. По сообщению ИТАР-ТАСС, 82 % голосов были ... |
Борьба «Единства» все еще была на подъеме, но ее результаты были не слишком впечатляющими. Величина индексации зарплаты колебалась, не превышая 72,5 %, но даже такое повышение обуславливалось «результатами экономической активности». Забастовка 1994 г., вызнанная задолженностью по зарплате, привела к временному увольнению нескольких десятков активистов и замораживанию зарплаты всех ее участников. Забастовка в 2000 г. ... |
«Единство» был одним из немногих постсоветских профсоюзов, который занимал воинственную позицию в отношении заводской администрации, двадцать процентов членских взносов шли в забастовочный фонд. Это, как и многое другое, с точки зрения симпатизирующего им наблюдателя, «отличало их от массы членов профсоюза ACM РФ, состоявших в нем благодаря собственной инерции, сохраняющейся вере в патерналистскую доброжелательность администрации и. п ... |