ВАЗ выделял себя из ряда других, более старых советских предприятий
Сознательно или бессознательно, но АвтоВАЗ делал то же самое, что и Ford Motor Company, создавшая в деревне Гринфилд Виллидж музей Генри Форда (Henry Ford Museum) и исследовательский центр Benson Ford Research Center. Компания старалась объединить себя с историей создавшей ее страны, рассказать своим нынешним работникам-тольяттинцам и их семьям о жизни предыдущих поколений и об испытаниях, выпавших на их долю, чтобы создать достойное впечатление о заводе и дать людям почувствовать себя частью большой семьи.
Но могла быть и другая, дополнительная причина. Основанный в 1966 г., ВАЗ выделял себя из ряда других, более старых советских предприятий, подчеркивая свою молодость и отсутствие революционного или сталинского прошлого. Скорее это был завод, который в мнении народа ассоциировался с массовым выпуском продукции для простых советских граждан — не для армии, не для грузовых перевозок и не для руководителей.
Он олицетворял реализацию народных представлений об обществе, ориентированном на выполнение запросов своих граждан, и советский вариант «фордизма» понимался как массовое производство для удовлетворения массового спроса. С приходом перестройки, а затем с распадом СССР тот тип общества, обслуживать которое должен был ВАЗ, оказался разрушенным. Петр Абрамович Нахманович, один из топ-менеджеров компании, вышедший на пенсию в 2002 г., в своем выступлении приравнял ситуацию начала 1990-х гг. к той, что была в Германии и Японии в 1945 г.
Для современных двадцатилетних «Митяев» из деревень, которых раздражают рассказы родителей о трудных переменах и непростом процессе приспособления к ним, эта аналогия вряд ли что-то означает. У них уже есть свои полностью оснащенные «лады», и они смело смотрят в будущее, в котором смогут приобрести более дорогую и высококлассную западную модель машины. Но для миллионов рядовых граждан, живших и работавших в 1960-х, 1970-х и 1980-х гг., теперь пожилых и солидных, воспоминания о прошлом, о десятилетиях относительной стабильности — настоящее удовольствие. В этом смысле, и не только в этом, АвтоВАЗ все еще остается «советским Детройтом».
Но могла быть и другая, дополнительная причина. Основанный в 1966 г., ВАЗ выделял себя из ряда других, более старых советских предприятий, подчеркивая свою молодость и отсутствие революционного или сталинского прошлого. Скорее это был завод, который в мнении народа ассоциировался с массовым выпуском продукции для простых советских граждан — не для армии, не для грузовых перевозок и не для руководителей.
Он олицетворял реализацию народных представлений об обществе, ориентированном на выполнение запросов своих граждан, и советский вариант «фордизма» понимался как массовое производство для удовлетворения массового спроса. С приходом перестройки, а затем с распадом СССР тот тип общества, обслуживать которое должен был ВАЗ, оказался разрушенным. Петр Абрамович Нахманович, один из топ-менеджеров компании, вышедший на пенсию в 2002 г., в своем выступлении приравнял ситуацию начала 1990-х гг. к той, что была в Германии и Японии в 1945 г.
Для современных двадцатилетних «Митяев» из деревень, которых раздражают рассказы родителей о трудных переменах и непростом процессе приспособления к ним, эта аналогия вряд ли что-то означает. У них уже есть свои полностью оснащенные «лады», и они смело смотрят в будущее, в котором смогут приобрести более дорогую и высококлассную западную модель машины. Но для миллионов рядовых граждан, живших и работавших в 1960-х, 1970-х и 1980-х гг., теперь пожилых и солидных, воспоминания о прошлом, о десятилетиях относительной стабильности — настоящее удовольствие. В этом смысле, и не только в этом, АвтоВАЗ все еще остается «советским Детройтом».
Похожие объявления / новости