Преступные группировки на АвтоВАЗе
До недавнего времени постсоветский Тольятти был в основном известен активностью преступных группировок, так или иначе связанных с АвтоВАЗом. Ослабление органов государственной власти в конце 1980-х гг. сделало ВАЗ уязвимым к незаконным сделкам между администрацией завода и тем, что можно условно назвать зарождающимся бизнесом. Такие сделки заполняли пустоту, зиявшую между разрушающейся государственной системой распределения и широко разрекламированной «рыночной экономикой», которая должна была появиться в недалеком будущем.
В этом смысле ВАЗ ничем не отличался от многих других предприятии, но в тот момент мало что было столь востребованным, как легковые автомобили. «Автомобильные войны» позднесоветских и первых постсоветских лет не назовешь невинной забавой. Руководители разного уровня по дешевке покупали автомобили непосредственно на конвейере или когда они стояли, ожидая погрузки в вагоны, и перепродавали их с большой наценкой.
Разница в заводской и продажной цене, которая раньше уходила в госбюджет, теперь питала «клептократию». Конкуренция в этом «бизнесе» была высока, и в те годы не было ничего необычного в том, что ветеранов афганской войны и безработную молодежь заманивали в банды в качестве «боевиков», чтобы силой решать территориальные споры. Недаром недавно опубликованная история компании описывает ее как постоянно бывшую «в прицеле центральной прессы», утверждая, что, «пожалуй, ни одно промышленное предприятие в России в 90-е гг. и в начале XXI в. не вызвало такого потока публикаций».
Самой известной сделкой, заключенной руководством ВАЗа, безусловно была сделка между генеральным директором Владимиром Каданниковым и Борисом Березовским, специалистом в области теории управления (он защитил диссертацию в области прикладной математики), который только начинал свое восхождение к олигархическим вершинам. Соглашение предусматривало создание дилерской компании ЛогоВАЗ, наименование которой соединяло название Тольятти некого автозавода и созданной в Турине компании Logosysteins SpA. Связи с Италией делали для Березовского возможным — и вполне легальным — реимпорт «лад», отправленных за границу и экспорт прибыли, полученной от их перепродажи в России. Главным источником дохода стала не столько разница в продажной и закупочной цене, хотя она тоже была заметной, сколько соглашение, по которому ЛогоВАЗ оплачивал ВАЗу машины через два года после их получения и продажи.
Дело происходило во время галопирующей инфляции 1992-1994 гг., когда каждый месяц рубль терял в среднем 20 % своей стоимости. ВАЗ от этой сделки не приобретал абсолютно ничего, но ею руководители получали немало, так как они были основными акционерами ЛогоВАЗа. В последующие годы ЛогоВАЗ расширил область своей деятельности, став единственным дилером мерседесов и ряда других иномарок, а также участником других предприятий, не связанных с автомобилями.
В этом смысле ВАЗ ничем не отличался от многих других предприятии, но в тот момент мало что было столь востребованным, как легковые автомобили. «Автомобильные войны» позднесоветских и первых постсоветских лет не назовешь невинной забавой. Руководители разного уровня по дешевке покупали автомобили непосредственно на конвейере или когда они стояли, ожидая погрузки в вагоны, и перепродавали их с большой наценкой.
Разница в заводской и продажной цене, которая раньше уходила в госбюджет, теперь питала «клептократию». Конкуренция в этом «бизнесе» была высока, и в те годы не было ничего необычного в том, что ветеранов афганской войны и безработную молодежь заманивали в банды в качестве «боевиков», чтобы силой решать территориальные споры. Недаром недавно опубликованная история компании описывает ее как постоянно бывшую «в прицеле центральной прессы», утверждая, что, «пожалуй, ни одно промышленное предприятие в России в 90-е гг. и в начале XXI в. не вызвало такого потока публикаций».
Самой известной сделкой, заключенной руководством ВАЗа, безусловно была сделка между генеральным директором Владимиром Каданниковым и Борисом Березовским, специалистом в области теории управления (он защитил диссертацию в области прикладной математики), который только начинал свое восхождение к олигархическим вершинам. Соглашение предусматривало создание дилерской компании ЛогоВАЗ, наименование которой соединяло название Тольятти некого автозавода и созданной в Турине компании Logosysteins SpA. Связи с Италией делали для Березовского возможным — и вполне легальным — реимпорт «лад», отправленных за границу и экспорт прибыли, полученной от их перепродажи в России. Главным источником дохода стала не столько разница в продажной и закупочной цене, хотя она тоже была заметной, сколько соглашение, по которому ЛогоВАЗ оплачивал ВАЗу машины через два года после их получения и продажи.
Дело происходило во время галопирующей инфляции 1992-1994 гг., когда каждый месяц рубль терял в среднем 20 % своей стоимости. ВАЗ от этой сделки не приобретал абсолютно ничего, но ею руководители получали немало, так как они были основными акционерами ЛогоВАЗа. В последующие годы ЛогоВАЗ расширил область своей деятельности, став единственным дилером мерседесов и ряда других иномарок, а также участником других предприятий, не связанных с автомобилями.
Похожие объявления / новости