Являясь дефицитным ресурсом даже к концу десятилетия, автомобили в подавляющем большинстве принадлежали государству. Согласно опросу, в январе 1928 г. государственные учреждения владели 77,9 % всех автомашин. Характер распределения среди этих учреждений был неоднороден: 44,7 % владели только одним автомобилем, у 35,4 % насчитывалось от двух до пяти машин, 17,3 % имели от шести до 12 и только 2,6 % обладали более чем 20 автомобилями. Среди ... |
Машин очень мало, они редки на фотографиях уличных сцен в годы Гражданской войны, хотя власти приняли меры, чтобы собрать все оставшиеся для первомайской демонстрации и на годовщину Октябрьской революции. Помимо острой нехватки запасных частей главной проблемой для автотранспортных средств было топливо. Отсутствие бензина вынуждало заправлять машины смесью спирта, печного топлива, керосина и другими углеводородами, которые оказывались под рукой. Тран ... |
Ленин, выступающий 3 апреля 1917 г. с речью на Финляндском вокзале (куда он прибыл, вернувшись в Россию), стоя на броневике, стал почти канонической фигурой. Десять лет спустя режиссер Сергей Эйзенштейн увековечил этот образ в кино, добавив развевающиеся флаги и перекрещивающиеся всполохи огней. Это был не единственный случай, когда Ленин использовал бронированный автомобиль в качестве трибуны. Еще раз он сделал это в январе 1918 г., когда, ... |
В январе 1913 г., когда Набокова еще возили в школу, а Маяковский изображал себя наездником верхом на машине, во всей империи насчитывалось всего 8856 автомобилей (7308 легковых и 1508 грузовых). Москва, в которой в 1911 г. было зарегистрировано 826 транспортных средств, а до этого (в 1910 г.) - лишь 518, к 1913 г. имела уже 1303 автомобиля. Из 2200 транспортных средств, зарегистрированных в 1914 г.. 1700 находились в частном владении, 200 составляли ... |
Совпадения, которые можно обнаружить между Маяковским и другим поэтом-авангардистом и драматургом левого толка — Бертольдом Брехтом (он был на два года старше), почти сверхъестественны. Немецкий писатель болгарского происхождения Элиас Канетти, встретивший Брехта в Берлине в 1928 г., рассказывал, что ему он был неприятен, потому что «заботился только о материальном». Канетти продолжает: «Я выступал против рекламы, наводняющей Берлин. По это не ... |
Маяковский в конце концов приобрел автомобиль, но не в США, а во Франции. Сделать это его долго уговаривала «бесконечно любящая» Лиля Брик. В мае 1927 г. Лиля писала ему в Париж, что она хотела «автомобильчик», предпочтительно «фордик», и только «последнего выпуска». В ее записной книжке за 1928 г. есть пометки о том, что именно «ее Володя» должен купить в Париже. Автомобиль со всеми атрибутами, в ... |
После 1917 г. автомобили перестали считаться дьяволами, они все без исключения перешли на сторону революции (или поэта, что в данном случае одно и то же). В пьесе «Мистерия-Буфф» (1918), текст которой Маяковский частично переработал в 1921 г., автомобили присутствовали наряду с поездами и трамваями в коммунистическом раю, обвитые радугами. Среди других вещей (молота, хлеба, фабрик и т. н.) они отдают себя в распоряжение Нечистых, освободивших и ... |
Ошибочно полагать, что Советский Союз мог бы избавить себя от разрушительной логики автомобиля, о чем говорит последний инцидент в книге о Борисе Игнатьевиче К., руководителе Московского нефтяного треста, обладателе пожившего, но хорошо сохранившегося Форда. Товарищ К. имеет также в своем распоряжении Мусю Г., служащую автозавода АМО, которая еще до встречи с К. знала, что автомобили в наше время намного важнее, чем Лермонтов. Однажды вечером, когда К. на ... |
Писатели продолжали искать ассоциации (хотя и без очевидных политических коннотаций) и после прихода большевиков к власти Семен Юшкевич, литератор из Одессы, эмигрировавший из России после революции, назвал свой рассказ о двух влюбленных, которые случайно встречаются на улице города, «Автомобиль». Он сделал это не потому, что автомобиль связан с их чувствами, но потому, что он завершает их роман. Расставаясь, девушка взглянула назад и улыбнулась ангельской ... |
Юрий Левинг, исследователь жизни и творчества Владимира Наокова отмечает в своем исследовании большую склонность писателя к «поэтике русского урбанизма». «В поэзии автомобильная поездка сразу оказалась окружена аурой катастрофизма. Авто, как правило, ассоциировалось с необузданной, стихийной силой... Автомобиль навлекал смерть, которая немедленно становилась публичным достоянием (и литератора)». К таким писателям, как известно, относится итальянский футури ... |
Русским автомобилистам простительно думать, что состояние дорог в России ухудшается это наблюдение соответствовало общим ощущениям большинства граждан в годы перестройки. На самом деле ситуация улучшалась, но длительное путешествие на автомобиле (часто нежелательное) по-прежнему было чревато приключениями. Даже в Москве и других крупных городах оно могло оказаться непредсказуемым. Алан Силлитоу, британский писатель, который проехал по Советской ... |
Хрущев не был настроен более негативно по отношению к дорогам, чем его предшественники. За время его пребывания в должности руководителя страны в Советском Союзе завершились такие крупные проекты, как шоссе Воронеж-Саратов, Владимир-Иваново и Свердловск-Челябинск, а также 109-километровая МКАД (Московская кольцевая автодорога). Также началось строительство шоссе Москва-Волгоград. Но еще важнее тот факт, что при Хрущеве возобновилось финансирование и предос ... |
Несмотря на свидетельства существенного улучшения дорог и механизации их строительства в 1950-х гг., жалобы на их состояние — а в некоторых частях страны и на нехватку - продолжали звучать. «Какие колоссальные потери!» — восклицает специалист по истории русских дорог, говоря о простоях из-за разбитых дорог (по некоторым оценкам, от 40 до 60 дней в году), с которыми сталкивался практически любой автомобиль, находящийся в рабочем состоянии и с грузом в кузов ... |
Отказ от заключенных в качестве рабочей силы устранял необходимость сохранения Гушосдора, главного административного подразделения в рамках Министерства внутренних дел, отвечающего за строительство и ремонт дорог государственного значения. Но поскольку принятые меры были явно недостаточно продуманными, управление после вывода его из состава МВД прошло тернистый путь. Сначала его передали в ведение Министерства транспорта. В конце 1953 г. ... |
Опора советской системы на труд заключенных была далеко не уникальной. Группы дорожных рабочих-заключенных не были редкостью на строительстве дорог в Соединенных Штатах на протяжении большей части XX п., особенно в сельских районах Юга, где в них «имелась четкая социальная потребность» и они служили инструментом расового контроля. Их использование прекратилось только в 1970-х гг. и вновь возродилось в конце 1990-х гг. в Алабаме, Флориде и нескольких других ... |
Что касается качества, Патрик Сержент, один из немногих западных автомобилистов, путешествовавший в 1955 г. «по широкой автомобильной дороге в Харьков» (шоссе Москва-Харьков), нашел ее состояние хорошим «как у относительно небольшого количества советских основных дорог»: широкая, прямая, как правило, пустая и хорошо сделанная, «за исключением редких двухдюймовых прорех между бетонными плитами». Когда спустя три года два ... |