Источник рабочей силы военопленных иссяк на строительство дорог
Что касается качества, Патрик Сержент, один из немногих западных автомобилистов, путешествовавший в 1955 г. «по широкой автомобильной дороге в Харьков» (шоссе Москва-Харьков), нашел ее состояние хорошим «как у относительно небольшого количества советских основных дорог»: широкая, прямая, как правило, пустая и хорошо сделанная, «за исключением редких двухдюймовых прорех между бетонными плитами». Когда спустя три года два бывших военнопленных из Германии ехали на юг на своих дизельных «мерседесах», жители маленьких деревень, расположенных вдоль пути, хвалили их, так как эта «хорошая дорога» была построена соотечественниками путешественников!
К январю 1950 г., к моменту представления доклада служащим ГУПВИ, источник, поставлявший военнопленных в качестве рабочей силы, уже иссяк. Хотя Особый дорожно-строительный корпус (ОДСК), образованный в декабре 1945 г. из частей Советской армии, остался в конце войны не у дел, продолжая подчиняться Гушосдору, он не мог удовлетворить практически неисчерпаемую потребность в рабочей силе. В 1948 г. зависимость Гушосдора от осужденных возросла, а к октябрю 1949 г. завершилось преобразование лагерей для военнопленных в исправительно-трудовые лагеря (см. табл. 4.3). Этот механизм (по сути, возвращение к ситуации, сложившейся в предвоенные годы) будет действовать вплоть до реорганизации МВД и передачи Гушосдора во вновь созданное в 1953 г. Министерство автомобильного транспорта и автомобильных дорог. Количество заключенных на 1 января 1950 г.
Не только лагеря Гушосдора предоставляли людей для дорожных работ. Не менее 13 других лагерей также поставляли трудовые ресурсы, часто для выполнения вспомогательных функций. Осужденные, содержащиеся в Сахалин лагере, например, построили дорогу от Траптуна до Охи к нефтедобывающим объектам Дальнефти; осужденных из Ленинградского строительного лагеря № 496 отправили в 1947 г. на Беломорканал для строительства автомобильных и железных дорог: осужденные из строительного лагеря № 994 тянули дороги параллельно железнодорожным путям в Красноярском крае, а заключенные из Нижней Туры (Свердловская область) все то время, когда не занимались обработкой древесины или сельскохозяйственными работами, тоже строили дороги. Заключенные в ряде других лагерей производили материалы, используемые в дорожном строительстве: щебень, песок, цемент и асфальт. Всем, кто занимался таким трудом, Николай Заболоцкий, отсидевший в лагерях Гулага на Дальнем Востоке с 1938 по 1945 г., посвятил стихотворение «Творцу дорог», которое заканчивается так:
«Но все, что здесь до нас лежало втуне.
Мы подняли и вынесли на свет.
В стране, где кедрам светят метеоры.
Где молится березам бурундук,
Мы отворили заступами горы
И на восток пробились и на юг.
Охотский вал ударил в наши ноги,
Морские птицы прянули из трав.
И мы стояли на краю дороги,
Сверкающие заступы подняв».
К январю 1950 г., к моменту представления доклада служащим ГУПВИ, источник, поставлявший военнопленных в качестве рабочей силы, уже иссяк. Хотя Особый дорожно-строительный корпус (ОДСК), образованный в декабре 1945 г. из частей Советской армии, остался в конце войны не у дел, продолжая подчиняться Гушосдору, он не мог удовлетворить практически неисчерпаемую потребность в рабочей силе. В 1948 г. зависимость Гушосдора от осужденных возросла, а к октябрю 1949 г. завершилось преобразование лагерей для военнопленных в исправительно-трудовые лагеря (см. табл. 4.3). Этот механизм (по сути, возвращение к ситуации, сложившейся в предвоенные годы) будет действовать вплоть до реорганизации МВД и передачи Гушосдора во вновь созданное в 1953 г. Министерство автомобильного транспорта и автомобильных дорог. Количество заключенных на 1 января 1950 г.
Не только лагеря Гушосдора предоставляли людей для дорожных работ. Не менее 13 других лагерей также поставляли трудовые ресурсы, часто для выполнения вспомогательных функций. Осужденные, содержащиеся в Сахалин лагере, например, построили дорогу от Траптуна до Охи к нефтедобывающим объектам Дальнефти; осужденных из Ленинградского строительного лагеря № 496 отправили в 1947 г. на Беломорканал для строительства автомобильных и железных дорог: осужденные из строительного лагеря № 994 тянули дороги параллельно железнодорожным путям в Красноярском крае, а заключенные из Нижней Туры (Свердловская область) все то время, когда не занимались обработкой древесины или сельскохозяйственными работами, тоже строили дороги. Заключенные в ряде других лагерей производили материалы, используемые в дорожном строительстве: щебень, песок, цемент и асфальт. Всем, кто занимался таким трудом, Николай Заболоцкий, отсидевший в лагерях Гулага на Дальнем Востоке с 1938 по 1945 г., посвятил стихотворение «Творцу дорог», которое заканчивается так:
«Но все, что здесь до нас лежало втуне.
Мы подняли и вынесли на свет.
В стране, где кедрам светят метеоры.
Где молится березам бурундук,
Мы отворили заступами горы
И на восток пробились и на юг.
Охотский вал ударил в наши ноги,
Морские птицы прянули из трав.
И мы стояли на краю дороги,
Сверкающие заступы подняв».
Похожие объявления / новости