Президиум Верховного Совета РСФСР постановил - колхозы, совхозы предприятия должны принимать участие в содержании дорог страны

Хрущев не был настроен более негативно по отношению к дорогам, чем его предшественники. За время его пребывания в должности руководителя страны в Советском Союзе завершились такие крупные проекты, как шоссе Воронеж-Саратов, Владимир-Иваново и Свердловск-Челябинск, а также 109-километровая МКАД (Московская кольцевая автодорога). Также началось строительство шоссе Москва-Волгоград. Но еще важнее тот факт, что при Хрущеве возобновилось финансирование и предоставление рабочей силы для строительства и содержания дорог. 26 апреля 1958 г. Совет Министров принял постановление о введении двухпроцентного налога на автомобильный транспорт, 30 % от которого выделялось на общегосударственные и республиканские дороги.

Через год, 7 апреля 1959 г., Президиум Верховного Совета РСФСР постановил, что все колхозы, совхозы, промышленные, транспортные и иные предприятия должны принимать участие в содержании дорог либо в денежной, либо в натуральной форме. Указ, перекладывавший ответственность с отдельного крестьянина на госучреждения, которые должны нанимать рабочих, выделять их из числа своего персонала или иным способом обеспечить поставку трудовых ресурсов, наносил удар по правовому неравенству между сельскими и городскими жителями. Большинство предпочитало оплачивать сотрудников и оснащение районных дорожно-эксплуатационных управлений (ДЭУ), хотя в некоторых наиболее отдаленных регионах совхозы, колхозы и лесхозы брали на себя прямую ответственность за содержание дорог.

В таких местах, как Ставропольский край, воздействие указа сказалось незамедлительно — там в течение семилетнего плана (1959— 1965) значительная доля из 1458 километров дорог улучшилась. Если на всей территории СССР в 1965 г. было 379 тыс. километров улучшенных дорог, то к 1970 г. их количество возросло до 489 тыс. километров. Цифры для бетонных и асфальтированных шоссе составляли соответственно 132 300 (35 %) и 205 000 (41 %) км . Иными словами, прогресс был достаточно устойчивым.

Там, где местных ресурсов не хватало, пробел заполняла Советская Армия. В последние десятилетия существования Советского Союза картина, когда множество новобранцев с лопатами в руках грудились над выкапыванием траншей, была обычным явлением по всей стране. К 1990 г. примерно 329 тыс. солдат служили в 501 строительной части стройбатах. Их нередко нанимали гражданские учреждения, в том числе республиканские министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Положительных стимулов, столь эфемерных у дорожных бригад в предыдущие десятилетия, не хватало, по всей видимости, и этим подразделениям. Один историк назвал их «свалкой для нежелательных призывников», у стройбатов была репутация самых недисциплинированных армейских подразделений.

Но душой всей системы строительства и содержания дорог были, безусловно, сотрудники районных и региональных отделений. Среди них Валентина Налимова. начавшая свой трудовой путь в 1962 г. в Сибири и помнившая «каждый метр асфальта, положенный нашими руками» между Красноярском и Иркутском, Тулуном и Братском. Она была награждена орденом Ленина, званием «Заслуженный дорожник» и самой высокой из почестей - званием «Герой Социалистического Труда». И. А. Тепляков, работавший с 1936 по 1969 г. дорожным мастером в Великом Устюге (Вологодская область), «знал буквально каждую выбоину, длину и грузоподъемность любого моста и мостика».

М. Гелеранский, другой заслуженный дорожник, начинал свою карьеру в 1947 г., лопатой убирая снег с дорог в Белозерске (Вологодской обл.) и трудился на различных должностях в течение 45 лет, закончив свою деятельность в качестве председателя совета ветеранов. Что побуждало их? Может быть, отождествляя себя со «своими» дорогами, они рассматривали их как кусочек советской территории, которую могут контролировать? Или, возможно, дорожая униформа приобщала их к понятию «честь мундира».

Судя по имеющимся статистическим данным их усилия были не напрасны. Но если утверждение, что автомобили помогают строить дороги, верно, то даже при значительном увеличении количества машин в 1970-х и 1980-х гг. оставалось немало непостроенных и недостроенных дорог. Даже в 1990 г. 83 города и 155 районных центров не были напрямую связаны с Москвой через шоссе с твердым покрытием, и не менее 1700 колхозов и совхозов не имели дорог к областным и республиканским центрам. Кроме того, чем больше становилось улучшенных дорог, тем сложнее становилось поддерживать всю сеть.

Президиум Верховного Совета РСФСР постановил - колхозы, совхозы предприятия должны принимать участие в содержании дорог страны
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Маркетинговая награда для Гран-при Лондона

Громкий пиар ход, которым команда Макларен пыталась привлечь к себе внимание всего мира, удался на славу, этого никто не ожидал, даже от таких п ...
Ежегодная автогонка звезд 23-го февраля

Для большинства жителей нашей необъятной родины 23 февраля ассоциируется с днем защитника отечества. Но те, кому близки автомобили и тем более авто ...

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...

АВТОРИЗАЦИЯ