От ВАЗа к АвтоВАЗу

Жигулевское море за ним. Как феодальные бароны, наблюдавшие 6адони замка за своими владениями, руководители ВАЗа могут обозревать подвластную им территорию и ощущать, что все, кто там работает и живет, зависят от них. Однако, «сак ученики Мишеля де Серто (французский историк культуры, 1925-1986), МЫ знаем, что такие «соединяющие воедино» вертикали являются иллюзорными. Они не принимают во внимание беспорядок, в котором можно заблудиться, как в лабиринте, столкновения с другими людьми, как целенаправленные, так и случайные, интриги Геннадия Ухова и обиды Зои Кузнецовой. Но они иллюзорны по чисто советским причинам.

Хотя Автоград с самого начала был городом, принадлежащим заводу, но сам завод зависел от московских властей. Как и любое другое советское предприятие, ВАЗ не мог самостоятельно принимать решений о том, какую продукцию выпускать или что делать с выручкой от ее продажи. Он работал для выполнения плана, игнорируя ситуацию с прибылью и убытками. Л их вклад в плановые показатели был в лучшем случае неявным.

В первое десятилетие своей деятельности ВАЗ, как новое предприятие, не испытывал особых трудностей с получением ресурсов. Его сборочные конвейеры хотя и не соответствовали передовым технологиям мирового уровня, но зато являлись лучшими в стране. Одца. ко в 1980-х гг. советская автомобильная промышленность оказалась в тупике. Наиболее очевидным объяснением этого была неадекватность расходов на обновление постоянно стареющего оборудования. Вместо этого инвестиции делались в нефтегазовый сектор из-за его все увеличивающейся ценности как источника иностранной валюты (15 % общей стоимости экспорта в 1970 г., но уже 53 % - в 1985 г.).

Для центральной власти автозаводы стали дойными коровами. «Каждый месяц мы отправлялись в министерство: то надо подкорректировать численность, то фонд заработной платы, то себестоимость, то прибыль, то еще что-то», вспоминает П. М. Кацура, главный экономист ВАЗа. «и каждый раз от нас отщипывали немножко». Рост производительности труда на ВАЗе, который в среднем с 1976 по 1980 г. составлял 4,1 %, в 1981-1985 гг. упал до 1,6 %. Числа, которые советские экономисты называли прибылью, в те же периоды уменьшились с 9.7 до 1,6 % .

Экономические решения, которые все сильнее склонялись в пользу выбора «игры с нулевой суммой» (экономический и статистический термин, означающий, что выигрыш одного партнера равняется проигрышу другого), являлись симптомами более фундаментальной проблемы: тс факторы производства, на которые опиралась плановая экономика с самого начала своего появления в конце 1920-х гг., исчерпали себя. Основными показателями были рабочая сила, материальные ценности и природные ресурсы.

Наряду с рассуждениями об автоматизации и интенсификации производства использовании более сложного оборудования, научно-технической революции расточительность, присущая плановой экономике, оставалась неизменной. Статистические данные о снижении рождаемости, увеличении детской смертности, росте алкоголизма, разводов и самоубийств со всей убедительностью указывали, что творится что-то неладное.
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Маркетинговая награда для Гран-при Лондона

Громкий пиар ход, которым команда Макларен пыталась привлечь к себе внимание всего мира, удался на славу, этого никто не ожидал, даже от таких п ...
Ежегодная автогонка звезд 23-го февраля

Для большинства жителей нашей необъятной родины 23 февраля ассоциируется с днем защитника отечества. Но те, кому близки автомобили и тем более авто ...

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...

АВТОРИЗАЦИЯ