Эксперементы администрации ВАЗа
Весной 1985 г. администрация ВАЗа включилась в эксперимент по самофинансированию (хозрасчету). Имевший своей целью освободить предприятия от крайней степени зависимости от министерств, эксперимент использовал некоторые принципы новой экономической политики 1920-х гг., предполагалось даже, что он будет одним из ключевых аспектов перестройки. Помимо прочего, предполагалось, что у предприятия появятся стимулы к снижению расходов и тем самым к повышению прибыли. Выиграть от этого должен был каждый рабочий ВАЗа, поскольку, как заметил один западный экономист, «фиксированная доля прибыли должна была распределяться между тремя объединенными фондами внутри предприятия (фонд капитальных вложений в производство, фонд материального стимулирования и социальный и культурный фонд)».
Администрация предприятия составила пятилетий план — в конце концов, это все еще было советское предприятие — по снижению себестоимости: на 1.9 % в 198G г., на 3,7 % в 1987 г. и т. д. К сожалению, министерства (в первую очередь финансов и автомобильного транспорта) не желали делиться своими полномочиями. Но, скорее всего, обвинять Москву означает выводить из-под удара руководство ВАЗа. «Анализ дальнейшей деятельности АвтоВАЗа», утверждают авторы истории компании, «говорит, что, вопреки заявлениям, руководство предприятия не очень сильно полагалось на результаты эксперимента и продолжало рассчитывать на централизованные капиталовложения». Это не слишком удивительно, если учесть, что «в 1987 году предприятия, перешедшие на "самофинансирование", показали результаты не лучше (sic), чем все прочие».
В апреле 1986 г. Тольятти посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Он призвал партийных и заводских руководителей быть более амбициозными, мечтать. Вместо того чтобы призвать соответствовать мировым стандартам автомобилестроения, он предложил им «быть своего рода законодателями автомобильной моды». Вероятно. ВАЗ-1111, «Ока» небольшой автомобиль с двухцилиндровым двигателем объемом 750 кубических сантиметров не соответствовал амбициозным планам Горбачева, но он стал следующим и, как потом оказалось, последним советским автомобилем, созданным на ВАЗе с нуля.
«Ока» начала свою жизнь в декабре 1987 г. на КамАЗе (и первоначально называлась «Кама») и, хотя внешне напоминала «фиат панду», была полностью разработана и сконструирована инженерами ВАЗа. Несколько лет она сходила со сборочных конвейеров и КамАЗа, и ВАЗа, но в 1991 г. производство было перенесено на Серпуховский автомобильный завод, который двумя годами раньше вошел в состав объединения ВАЗ. Подобно «Запорожцу», с которым ее роднит небольшой размер и недостаточная безопасность (но отнюдь не «вялость»), «Ока» быстро стала предметом страшных историй и едких шуток. Вероятно, лучшее, что в ней есть, это ее доступная цена и то, что на ее фоне ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 выглядели просто шикарно.
Администрация предприятия составила пятилетий план — в конце концов, это все еще было советское предприятие — по снижению себестоимости: на 1.9 % в 198G г., на 3,7 % в 1987 г. и т. д. К сожалению, министерства (в первую очередь финансов и автомобильного транспорта) не желали делиться своими полномочиями. Но, скорее всего, обвинять Москву означает выводить из-под удара руководство ВАЗа. «Анализ дальнейшей деятельности АвтоВАЗа», утверждают авторы истории компании, «говорит, что, вопреки заявлениям, руководство предприятия не очень сильно полагалось на результаты эксперимента и продолжало рассчитывать на централизованные капиталовложения». Это не слишком удивительно, если учесть, что «в 1987 году предприятия, перешедшие на "самофинансирование", показали результаты не лучше (sic), чем все прочие».
В апреле 1986 г. Тольятти посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Он призвал партийных и заводских руководителей быть более амбициозными, мечтать. Вместо того чтобы призвать соответствовать мировым стандартам автомобилестроения, он предложил им «быть своего рода законодателями автомобильной моды». Вероятно. ВАЗ-1111, «Ока» небольшой автомобиль с двухцилиндровым двигателем объемом 750 кубических сантиметров не соответствовал амбициозным планам Горбачева, но он стал следующим и, как потом оказалось, последним советским автомобилем, созданным на ВАЗе с нуля.
«Ока» начала свою жизнь в декабре 1987 г. на КамАЗе (и первоначально называлась «Кама») и, хотя внешне напоминала «фиат панду», была полностью разработана и сконструирована инженерами ВАЗа. Несколько лет она сходила со сборочных конвейеров и КамАЗа, и ВАЗа, но в 1991 г. производство было перенесено на Серпуховский автомобильный завод, который двумя годами раньше вошел в состав объединения ВАЗ. Подобно «Запорожцу», с которым ее роднит небольшой размер и недостаточная безопасность (но отнюдь не «вялость»), «Ока» быстро стала предметом страшных историй и едких шуток. Вероятно, лучшее, что в ней есть, это ее доступная цена и то, что на ее фоне ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 выглядели просто шикарно.
Похожие объявления / новости