Главный комитет по проведению всеобщей трудовой повинности мобилизовал людей для строительства автодорог

Уклонение от работ, конечно, являлось серьезной проблемой. Притаившиеся в свои деревнях в надежде пересидеть бури Гражданской войны, крестьяне имели мало стимулов участвовать в крупных дорожных работах. Напротив, они вскоре поняли, что ограничение сообщения между городом и деревней имело свои преимущества.
Глядя на карту РСФСР в 1921 г., Ленин ссылался на «необъятнейшие пространства... Везде, где десятки верст бездорожья отделяют деревню от железных дорог... разве не преобладает везде в этих местах патриархальщина, обломовщина, полудикость». С восстановлением торговли между городом и деревней в начале 1920-х гг. стимулы для улучшения дорог увеличились, но средства к достижению этой цели были ограничены.
Средние расходы на содержание дорог в сельских советах в 1924-1927 гг. составили менее 1 % от бюджета (причем их бюджет был, как правило, меньше, чем у дореволюционных земств). Дороги «государственного значения выглядели не намного лучше. В то время как в 1913 г. царское Министерство транспорта выделило по 557 рублей на километр для ремонта и обслуживания дорог, объем средств, выделенных его советским аналогом в 1925-1926 финансовом году, равнялся 350 рублям на километр. В Сибири в 1913 г. на ремонт каждого километра шоссе направлялось 1450 рублей и 375 — на каждый километр других дорог соответствующие цифры за 1925 г. — 515 и 105 рублей.
В 1922 г. советское правительство объединило Главное управление дорог и Центральную автомобильную секцию Высшего совета народного хозяйства в Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ), отдав новую организацию под управление Наркомпути. Как иронически заметил один из историков российского транспорта, «Это был первый “брак” двух ведомств дорожного хозяйства и автомобильного транспорта». Позже такие «браки-разводы» будут сопутствовать каждому новому поколению дорожников и автомобилистов.
Действительно, в августе того же года «брак» был усложнен: правительство возложило на Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) Комиссариата внутренних дел ответственность за дороги местного значения, то есть за все, кроме тех, которые числились как имевшие общегосударственное значение. В то же время для осуществления контроля движения и состояния дорог в пределах своей компетенции ЦУМТ создал окружные отделения местного транспорта (ОМЕСы). Неблагозвучие сокращения (по-английски messy — неряшливый, неопрятный. — fJpitu. пер.) прекрасно отражало их иерархическую организацию и отношения с другими комиссариатами. В ноябре 1928 г. состоялся «развод».

Похожие объявления / новости