Автомобили улучшают дороги
Действительно ли в СССР было слишком мало дорог? Что означает выражение «слишком мало»? Сопоставление обшей протяженности дорог в СССР с числом автомобилей и сравнение этого соотношения с показателями другой страны могут кое-что прояснить. Например, в 1970 г. Советский Союз был покрыт сетью дорог с твердым покрытием общей протяженностью в 220 тыс. километров и имел около 10 млн. автомобилей всех видов (в основном это были грузовики, легковые автомобили и мотоциклы). То есть на каждый километр асфальтированной дороги приходилось примерно 45 автомобилей. В том же году в Соединенных Штатах насчитывалось примерно 3,2 млн. километров дорог с твердым покрытием и около 120 млн. зарегистрированных автомобилей. Таким образом, соотношение составляло 37,5 автомобиля на каждый километр дорог.
Это неточные цифры, но они предполагают, что в целом на асфальтированные дороги в СССР приходилась примерно такая же нагрузка, как и в США, и в этом смысле большого дефицита дорог с твердым покрытием не было. Но общенациональные величины — это слишком крупный масштаб. Он не принимает во внимание различия между городскими и сельскими дорогами. Советские данные тоже, к сожалению, не раскрывают такие различия, но они показывают, что 220 тыс. километров дорог с твердым покрытием составляют лишь 43 % улучшенных дорог (категория, включающая гравийные дороги и в других странах известная как «всепогодная») и только 16 % всех прочих дорог в стране. Другими словами, большинство дорог не были улучшенными, а большинство улучшенных не имели твердого покрытия.
Такие дороги, особенно в западной части страны, страдали от «распутицы». Термин относится как к непроходимости дорог, так и ко времени года (оттепель весной и дожди осенью) в случае, когда такие условия преобладают. Распутица оказывала огромное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь России и Советского Союза. Это сказывалось на всем: от назначения срока освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. до планов мобилизации войск во время Первой мировой войны, и даже на решениях о крупных сражениях. «Враг у ворот» г так называлась вышедшая в 1994 г. игра-симулятор, в которой за основу взяты события. происходившие на юге России с ноября 1942 но март 1943 г.. и имевшая в своих правилах пункт «Грязь». «Весенняя версия распутицы», гласил пункт 1.3d правил, «кладет конец всем операциям.
В условиях игры появление грязи означало конец игры. В действительности весенняя распутица 1943 г. остановила контрудар генерала Эриха фон Манштейна по чрезмерно растянутым советским войскам, что позволило последним перегруппироваться в рамках подготовки к летнему наступлению. Это был не первый случай, когда немецкое наступление срывалось из-за сочетания плохих дорог и плохой погоды. Осенью 1941 г. дожди, «такие неожиданные и такие прозаические», способствовали приостановке наступления вермахта, хотя его 4-я танковая группа стояла уже в селе Бородино, всего в 90 километрах от Московского Кремля.
Трудно понять, насколько сильно может повлиять на планы распутица, поскольку проблема не ограничивается только прошлым или одной нехваткой дорог с твердой поверхностью. Не далее как весной 2005 г. сайт Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков предупредил членов этой организации об «ограничении движения на некоторых маршрутах общего пользования» в Российской Федерации. Причиной стала «весенняя распутица», она ограничила возможности передвижения тяжелого транспорта, а также вынудила закрыть дороги в Смоленской, Пермской, Новгородской, Новосибирской и Кировской областях.
Это неточные цифры, но они предполагают, что в целом на асфальтированные дороги в СССР приходилась примерно такая же нагрузка, как и в США, и в этом смысле большого дефицита дорог с твердым покрытием не было. Но общенациональные величины — это слишком крупный масштаб. Он не принимает во внимание различия между городскими и сельскими дорогами. Советские данные тоже, к сожалению, не раскрывают такие различия, но они показывают, что 220 тыс. километров дорог с твердым покрытием составляют лишь 43 % улучшенных дорог (категория, включающая гравийные дороги и в других странах известная как «всепогодная») и только 16 % всех прочих дорог в стране. Другими словами, большинство дорог не были улучшенными, а большинство улучшенных не имели твердого покрытия.
Такие дороги, особенно в западной части страны, страдали от «распутицы». Термин относится как к непроходимости дорог, так и ко времени года (оттепель весной и дожди осенью) в случае, когда такие условия преобладают. Распутица оказывала огромное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь России и Советского Союза. Это сказывалось на всем: от назначения срока освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. до планов мобилизации войск во время Первой мировой войны, и даже на решениях о крупных сражениях. «Враг у ворот» г так называлась вышедшая в 1994 г. игра-симулятор, в которой за основу взяты события. происходившие на юге России с ноября 1942 но март 1943 г.. и имевшая в своих правилах пункт «Грязь». «Весенняя версия распутицы», гласил пункт 1.3d правил, «кладет конец всем операциям.
В условиях игры появление грязи означало конец игры. В действительности весенняя распутица 1943 г. остановила контрудар генерала Эриха фон Манштейна по чрезмерно растянутым советским войскам, что позволило последним перегруппироваться в рамках подготовки к летнему наступлению. Это был не первый случай, когда немецкое наступление срывалось из-за сочетания плохих дорог и плохой погоды. Осенью 1941 г. дожди, «такие неожиданные и такие прозаические», способствовали приостановке наступления вермахта, хотя его 4-я танковая группа стояла уже в селе Бородино, всего в 90 километрах от Московского Кремля.
Трудно понять, насколько сильно может повлиять на планы распутица, поскольку проблема не ограничивается только прошлым или одной нехваткой дорог с твердой поверхностью. Не далее как весной 2005 г. сайт Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков предупредил членов этой организации об «ограничении движения на некоторых маршрутах общего пользования» в Российской Федерации. Причиной стала «весенняя распутица», она ограничила возможности передвижения тяжелого транспорта, а также вынудила закрыть дороги в Смоленской, Пермской, Новгородской, Новосибирской и Кировской областях.
Похожие объявления / новости