Дороги Ленинграда при блокаде
Захват вермахтом 8 сентября 1941 г. города Шлиссельбурга на юго-западе Ладожского озера полностью разорвал связь Ленинграда с остальной советской территорией. Дороги, проложенные по льду, официально известные как военные автомобильные дороги (НАД) 101 и 102, служили зимой эквивалентом судоходных маршрутов по озеру, крупнейшему внутреннему водоему в Европе. Их строительство, предпринятое дорожными и мостостроительными батальонами, началось в середине ноября сразу после замерзания Шлиссельбургского залива.
Первые колонны грузовиков ГАЗ-АА, нагруженные мукой, отправились по льду 22 ноября. Расстояние варьировалась от 25 до 30 километров в зависимости от маршрута. Примерно 17 тыс. военнослужащих строили, эксплуатировали, охраняли и ездили по дороге жизни, вероятно сталкиваясь со смертельными опасностями: налетами вражеской артиллерии и воздушными атаками, заносами, обморожением и вскрытием льда. Только за один день декабря 6-я армия потеряла 126 транспортных средств, предположительно вследствие бомбежек, несчастных случаев и ухода под лед.
Объем поставок, осуществляемых но льду, практически не увеличивался до конца декабря, это оказалось губительным для десятков тысяч ленинградцев, которые просто умерли от голода. 25 декабря Военный совет поднял норму хлеба в городе в ожидании того, что поставки будут более регулярные и обильные с дальнейшим увеличением в январе и феврале. Водители брали на себя обязательство делать не менее двух поездок в день.
Некоторые делали три и даже пять поездок, находясь в кабинах своих грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5 по 18-20 часов. В течение последних нескольких недель эксплуатации по дороге провозили вчетверо больше грузов, чем в ноябре и декабре. В общей сложности через нее прошла 361 тыс. тони грузов, из которых 262 тыс. тонн продовольствие. Историки характеризуют вклад ледовой дороги в оборону Ленинграда и выживания его населения как «выдающийся», который трудно переоценить.
Часть деятельности состояла в эвакуации людей на восточный берег Ладоги. К концу апреля более полумиллиона человек (в среднем от пяти до шести тысяч в сутки) покинули блокированный город этим путем. Летом 1942 г. по дну озера проложили электрический кабель и газопровод, но зимой ледяная дорога вернулась на свое место, на этот раз сопровождаемая железнодорожными поставками.
Первые колонны грузовиков ГАЗ-АА, нагруженные мукой, отправились по льду 22 ноября. Расстояние варьировалась от 25 до 30 километров в зависимости от маршрута. Примерно 17 тыс. военнослужащих строили, эксплуатировали, охраняли и ездили по дороге жизни, вероятно сталкиваясь со смертельными опасностями: налетами вражеской артиллерии и воздушными атаками, заносами, обморожением и вскрытием льда. Только за один день декабря 6-я армия потеряла 126 транспортных средств, предположительно вследствие бомбежек, несчастных случаев и ухода под лед.
Объем поставок, осуществляемых но льду, практически не увеличивался до конца декабря, это оказалось губительным для десятков тысяч ленинградцев, которые просто умерли от голода. 25 декабря Военный совет поднял норму хлеба в городе в ожидании того, что поставки будут более регулярные и обильные с дальнейшим увеличением в январе и феврале. Водители брали на себя обязательство делать не менее двух поездок в день.
Некоторые делали три и даже пять поездок, находясь в кабинах своих грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5 по 18-20 часов. В течение последних нескольких недель эксплуатации по дороге провозили вчетверо больше грузов, чем в ноябре и декабре. В общей сложности через нее прошла 361 тыс. тони грузов, из которых 262 тыс. тонн продовольствие. Историки характеризуют вклад ледовой дороги в оборону Ленинграда и выживания его населения как «выдающийся», который трудно переоценить.
Часть деятельности состояла в эвакуации людей на восточный берег Ладоги. К концу апреля более полумиллиона человек (в среднем от пяти до шести тысяч в сутки) покинули блокированный город этим путем. Летом 1942 г. по дну озера проложили электрический кабель и газопровод, но зимой ледяная дорога вернулась на свое место, на этот раз сопровождаемая железнодорожными поставками.
Похожие объявления / новости