Инспектирование строительства автомагистралей

Год спустя в ходе иследований на территории всей страны два инженера, Корниенко и Гайдук, составлявшие отчет для партийной контрольной комиссии, сообщали: «допущены вопиющие недочеты и злоупотребления... врагами народа», которые «в течение долгого времени в дорожных организациях и здесь приложили руку к тому, чтобы всячески тормозить строительство». К этому времени Гушосдор имел свой трудовой лагерь — Шосдорлаг (то же, что Ушосдорлаг, Ушосстройлаг).

Расположенный в Хабаровске, он насчитывал более 40 тыс. заключенных и поставлял рабочую силу для строительства дорог на всей дальневосточной территории РСФСР (известной как Российский Дальний Восток). Но через несколько месяцев, в июне 1938 г., его директора и главного инженера постигла та же участь, что и других чиновников Гушосдора: их арестовали по обвинению в членстве в контрреволюционной террористической организации. Таким образом, вполне вероятно, что «враги», как утверждали Корниенко и Гайдук, были связаны с проектом Московского шоссе.

Как нужно понимать эти обвинения в «недочетах и злоупотреблениях»? Протоколы большой чистки заполнены всевозможными фантастическими показаниями, выбитыми из арестованных следователями, которые сами не имели права на излишнюю осторожность. Случаи с несчастными сотрудниками Гушосдора, несомненно, принадлежит к событиям такого же рода. Это не исключает, однако, того факта, что нарушения действительно имели место. Редкий строительный проект обходится без нарушений правил безопасности, упущений и т. д. Рабочая сила, состоящая в основном из ни в чем не заинтересованных заключенных, является благодатной почвой для совершения таких нарушений. Следовательно, проблемой обоих дорожных проектов были не недостатки и упущения, а то, что они разворачивались в разгар общегосударственного террора.

С завершением в 1937 г. строительства канала Москва Волга правительство повысило приоритет проекта Минского шоссе, а это означало перенесение даты его завершения с 1942 г. на последний квартал 1940 г. Численность населения вяземского лагеря, основною источника трудовых ресурсов для этого строительства, колебалась от низкого уровня 24 тыс. человек на 1 января 1938 г., до почти 50 тыс. шесть месяцев спустя. Администрация проекта разделила людей на девять частей. С учетом рабочих и крестьян, нанятых из городов и деревень по обе стороны от будущей дороги, общее число трудящихся на строительстве достигло 105 ООО человек. Они использовали около 12 тыс. лошадей, примерно 70 грузовых автомобилей и 30 тракторов.

20 млн. кубических метров земли (приблизительно столько же, сколько для создания Беломорско-Балтийского канала) было вынуто, чтобы освободить место для дороги 18-метровой ширины. Кроме того, возвели 115 мостов общей длиной чуть более трех километров. Но больше правительство не упоминало о московско-киевском проеме. Расформирование калужского лагеря в феврале 1938 г. и распределение 16 300 ею заключенных в другие места говорит либо о его завершении, либо о закрытии.

Качество строительства в обоих проектах оставляло желать лучшего, но видимо, не вся вина лежит на рабочих: инженеры Союздор-проекта, которые разработали дорогу Москва-Минск, не приняли во внимание некоторые аспекты: песок, на котором будет лежать брусчатка, может ослабевать в некоторых местах, твердость щебня, используемого для мощения, зависит от того, из чего он сделан (из гранита или известняка), строительство дороги через болото на пересечении Березины и Схи (рек вблизи города Борисова, Белоруссия) потребует выемки огромного количества торфа. Тем не менее, к концу августа 1938 г. рабочие полностью закончили дорожное полотно и в течение следующего года вылили на него миллионы тонн асфальта и бетона.

Строительство заправочных станций, ремонтных мастерских, гостиниц должно было производиться позже, вместе с тотальным озеленением. Насколько проект был близок к завершению ко времени вторжения нацистов, не ясно. НКВД приостановил работы в марте 1941 г., так что работники могли быть переведены для создания авиационных баз военного назначения. Таким образом, Советский Союз был избавлен от роковой ошибки сооружения удобного пути к своей столице, что могло бы способствовать ее завоеванию вторгшимся врагом. Надо отметить, что автобаны, несомненно, помогли продвижению войск союзников, которые прошли по ним из Рейнской области до Эльбы в 1945 г.

Инспектирование строительства автомагистралей
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Маркетинговая награда для Гран-при Лондона

Громкий пиар ход, которым команда Макларен пыталась привлечь к себе внимание всего мира, удался на славу, этого никто не ожидал, даже от таких п ...
Ежегодная автогонка звезд 23-го февраля

Для большинства жителей нашей необъятной родины 23 февраля ассоциируется с днем защитника отечества. Но те, кому близки автомобили и тем более авто ...

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...

АВТОРИЗАЦИЯ