Причины ликвидации Цудортранса

Причины ликвидации Цудортранса и его руководящих кадров являются немного более сложными и укладываются в рамки чисток, которые происходили на автомобильных заводах. 28 октября 1935 г. Цудортранс и его низовые органы (Главдортранс и Дортранс) были переданы из Совнаркома в Народный комиссариат внутренних дел. Этот шаг продолжил усиление внимания к строительству и содержанию дорог, так как НКВД считался самым мощным и грозным учреждением в стране. Изменения способствовали использованию труда заключенных Гулага на дорожных работах, что ранее допускалось лишь в редких случаях. Это также означало, что Цудортранс стал лишним.

Постановлением правительства от 3 марта 1936 г. утверждалась реорганизация Цудортранса и его органов в Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор) и его соответствующих отделений (Ушосдор, Ошосдор) в управлениях НКВД союзных республик, краев и областей. Ответственность за строительство и содержание дорог местного значения была возложена на районные исполнительные комитеты и сельсоветы.

За два месяца до передачи Цудортранса в НКВД его директор, Леонид Петрович Серебряков, старый большевик, имевший за плечами непростую историю противостояния сталинской фракции, был освобожден от своих обязанностей. Год спустя его арестовали, и он оказался одним из обвиняемых на показательном процессе «антисоветского троцкистского блока» в январе 1937 г. Ни в своих показаниях, ни в последнем слове он не защищал себя. Он охотно согласился, что находился в сговоре с Георгием Пятаковым и другими организаторами вредительства на железных дорогах и «стал в итоге врагом народа» «пекле двух десятков лет жизни честного и преданного члена партии».

Но он категорически отказался признать участие в саботаже строительства и содержания дорог в качестве главы Цудортранса. Вскоре, однако, его назначили участником группы промпартийных вредителей, где он отвечал за дороги, а еще указали, что в 1924 г. он якобы был среди «антимеханизаторов» и состоял в группе ученых почвоведов, которые пропагандировали «полезность грунта в качестве основного материала дорожного покрытия. Это, несомненно, было делом рук обвинителя инженера А. С. Кудрявцева, одного из многочисленных доносчиков, появившихся в ходе «большой чистки». Серебрякова ликвидировали не за недостатки в работе (хотя они, возможно, были), а за его прошлое, как сподвижника Троцкого и дру¬гих бывших левых оппозиционеров.

Были и другие жертвы. Несмотря на нехватку инженеров (а, возможно, именно потому, что их навыки были необходимы и им следовало напоминать, что они «просто винтики»), правило «незаменимых нет» распространялось и на руководящий состав дорожников. Ужасает то, что наиболее стратегически важные учреждения подвергались особенно сокрушительным чисткам. Три четверти ведущего состава Наркомата были заменены в течение 1937 1938 гг., подавляющее большинство из них стали жертвами большой чистки.

Число тех, кто работал в администрации дорог, и кого постигла такая же судьба, неизвестно, но, безусловно, было высоким. В апреле 1937 г. дорожный инженер Исаак Соломонович Гохфельд, работавший в то время заместителем директора отдела планирования Гушосдора. был арестован по «минскому» главдортрансовскому делу (то же, что «троцкистская вредительская организация»). Гохфельд провел десять лет в сибирских лагерях, в то время как, по мнению исследователей из «Мемориала», «многих его знакомых по этому делу все-таки расстреляли».

Причины ликвидации Цудортранса
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Маркетинговая награда для Гран-при Лондона

Громкий пиар ход, которым команда Макларен пыталась привлечь к себе внимание всего мира, удался на славу, этого никто не ожидал, даже от таких п ...
Ежегодная автогонка звезд 23-го февраля

Для большинства жителей нашей необъятной родины 23 февраля ассоциируется с днем защитника отечества. Но те, кому близки автомобили и тем более авто ...

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...

АВТОРИЗАЦИЯ