Распутица российской дороги
Политолог Аллен Линч назвал распутицу российской «нелиберальной географией». Дороги России, неровные и ухабистые, размываются резким таянием масс снега и льда весной и проливными дождями осенью. Дорожное покрытие недостаточно впитывает воду из-за преобладания в большей части Евразии глинистых почв. Но, тем не менее, мы не можем полностью возложить вину за непроходимость советских дорог на климат и географию. В 1946 г. — безусловно, трудном для содержания дорог — в советском сатирическом журнале «Крокодил» была опубликована карикатура, озаглавленная «Дальше ехать некуда!» (по мотивам картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье», 1882 г.).
Вместо легендарного Ильи Муромца на коне она изображала представителя районного начальства, который, высунувшись из кабриолета, читает в раздумье надпись на камне: «Налево поедешь — мост развалится. Направо поедешь — на ухабах застрянешь. Прямо поедешь — в канаву заедешь». Карикатура была опубликована в июльском номере, а июль — не сезон для распутицы. Вряд ли распутица виновата в статистике, которую приводит Линч, утверждая, что «к примерно 40 % российских деревень не проложены асфальтированные дороги». И это говорится не о 1946 г., а о начале XXI в.
Одним из наследий, доставшихся Советскому государству от Российской империи, явилась сеть автомобильных дорог (шоссе), соединяющих крупные города. Предназначенные в основном для выполнения военных и почтовых функций, они были, как правило, прямые, обсажены деревьями, а иногда и с твердым покрытием. Земства, местные государственные учреждения, созданные в ходе великих реформ 1860-х гг., ведали местным дорожным строительством, техническим обслуживанием и ремонтом этих дорог.
Согласно одному из источников, в 1913 г. (стандартная точка отсчета для сравнений между достижениями царской России и раннего советского периода) земства тратили в среднем 6 7 % своего бюджета на строительство дорог местного значения, а некоторые выделяли и 12-14 %. Обслуживание и ремонт сельских дорог пострадали во время Первой мировой войны и затем в ходе революции и Гражданской войны. Когда представителям Советской власти необходимо было куда-то ехать, они предпочитали железные дороги.
Это было связано со стратегической значимостью поездов как важного связующего звена между сырьевыми регионами Донбасса и Урала и крупными городами на севере и западе и важностью встреч с железнодорожными рабочими.
Вместо легендарного Ильи Муромца на коне она изображала представителя районного начальства, который, высунувшись из кабриолета, читает в раздумье надпись на камне: «Налево поедешь — мост развалится. Направо поедешь — на ухабах застрянешь. Прямо поедешь — в канаву заедешь». Карикатура была опубликована в июльском номере, а июль — не сезон для распутицы. Вряд ли распутица виновата в статистике, которую приводит Линч, утверждая, что «к примерно 40 % российских деревень не проложены асфальтированные дороги». И это говорится не о 1946 г., а о начале XXI в.
Одним из наследий, доставшихся Советскому государству от Российской империи, явилась сеть автомобильных дорог (шоссе), соединяющих крупные города. Предназначенные в основном для выполнения военных и почтовых функций, они были, как правило, прямые, обсажены деревьями, а иногда и с твердым покрытием. Земства, местные государственные учреждения, созданные в ходе великих реформ 1860-х гг., ведали местным дорожным строительством, техническим обслуживанием и ремонтом этих дорог.
Согласно одному из источников, в 1913 г. (стандартная точка отсчета для сравнений между достижениями царской России и раннего советского периода) земства тратили в среднем 6 7 % своего бюджета на строительство дорог местного значения, а некоторые выделяли и 12-14 %. Обслуживание и ремонт сельских дорог пострадали во время Первой мировой войны и затем в ходе революции и Гражданской войны. Когда представителям Советской власти необходимо было куда-то ехать, они предпочитали железные дороги.
Это было связано со стратегической значимостью поездов как важного связующего звена между сырьевыми регионами Донбасса и Урала и крупными городами на севере и западе и важностью встреч с железнодорожными рабочими.
Похожие объявления / новости