Рассказы о водителях
Относительная свобода делала водителей особенными фигурами в советской сельской местности. Они, как правило, являлись выходцами из деревень, но больше не были с ними связаны ни психологически, ни юридически, поскольку работали на машинно-тракторных станциях (МТС). Многие из них получали навыки механиков в армии и видели боевые действия во время войны. Однако нехватка образования и культуры неизбежно отдаляла их от городских интеллектуалов. В советской беллетристике они находили контакт с самыми разными людьми, помогали нуждающимся или слабым и одерживали верх над нечестными людьми (хотя иногда все же терпели от них поражение).
В вышедшем в 1955 г. фильме «Дело Румянцева» режиссера Иосифа Хейфица водитель подвозит молодую девушку, у которой сломался велосипед. Это начало романтической истории, но прежде, чем они смогут пожениться, парню предстоит попасть в тюрьму, поскольку он. сам того не зная, перевозил контрабанду. В рассказах Василия Шукшина шоферы влюбляются в женщин, но. несмотря на самоуверенность (или. может быть, из-за нее), не доводят дело до близких от ношений. Они, как и все герои Шукшина, «одиночки».
В рассказе «Классный водитель» 26-летний Пашка Холманский выглядит как «не то очень злой, не то красивый». При первой встрече с Настей Платоновой, деревенской библиотекаршей и «местной красавицей», Пашка говорит ей, что он из Москвы, но на следующий же день отказывается от своих слов. В рассказе «Гринька Малюгин» одноименный персонаж, ветеран танковых войск, становится местным героем, прыгнув в охваченный пламенем грузовик и отведя его от топливной базы.
Когда молодая журналистка берет в больнице у него интервью, он упрашивает ее придти еще раз и делает это с одной только целью: доказать соседям по палате, что это не он в нее влюбился, а наоборот. Все эти персонажи — вместе с заикающимся героем рассказа «Коленчатые ваты» — соединились в главном действующем лице фильма «Живет такой парень» (первом, снятом Шукшиным-режиссером). Фильм открывается сценой, в которой Пашка Колокольннков ведет свой ГАЗ-51 по Чуйскому тракту, той самой дороге через Алтайские горы, которая фигурирует в популярной песне «Шоферская баллада». Заканчивается она Пашкиным лечением в больнице, где он не только мечтает о Насте, но и начинает свыкаться со своим кочевым, независимым образом жизни.
Во всех этих рассказах не найти историй о том, как водители берут деньги с подвозимых ими пассажиров или за перевозку левого груза, как сбывают грузы на сплюну, используют нормы «естественной убыли» для обеспечения себя, родственников и соседей дефицитными товарами или просто «ругаются как шоферы». Таких людей нельзя было изображать на экране или в печати в качестве положительных героев. В интервью, данном несколько лет назад, Гершон (Гриша) Голдштейн, проработавший водителем грузовика в своем родном Киеве с 1948 по 1990 г., отверг предположение, будто он нарушал закон («Я этого не делал... мы только видели, как это делали другие — крали и пр.»). но описывал коллег как готовых сделать что-то подобное.
Гриша получал хорошую зарплату, особенно после того, как в начале 1960-х гг. стал водить по всей Украине большегрузные машины, но он чувствовал, как тяжко зарабатывает каждую копейку. «На мне лежало куда больше ответственности, чем на любом заводском рабочем... Если вы за рулем, вы отвечаете за грузовик, за себя, за окружающих людей, за дорогу». Это также был «очень тяжелый физический груд... особенно зимой», с большим количеством неоплачиваемых переработок. Конечно, он был рад, что может заработать «на жизнь, на семью и других родственников», но «не хотел бы, чтобы работа становилась врагом».
Зарплата водителя грузового автомобиля зависела теоретически от класса вождения, типа и марки машины, веса перевезенного груза и расстояния (тонно-километров), характера груза, частоты ремонта и некоторых других факторов, для учета которых, пожалуй, было бы неплохо знать высшую математику. Но опыт Гриши Голдштейна показывает: директора автобаз и диспетчеры предпринимали ротацию водителей на разных видах перевозок, чтобы дать каждому возможность получить свою долю товаров, которые в соответствии с правилами, установленными государством, списывались как «испорченные» при транспортировке. И эта система работала десятилетиями.
В вышедшем в 1955 г. фильме «Дело Румянцева» режиссера Иосифа Хейфица водитель подвозит молодую девушку, у которой сломался велосипед. Это начало романтической истории, но прежде, чем они смогут пожениться, парню предстоит попасть в тюрьму, поскольку он. сам того не зная, перевозил контрабанду. В рассказах Василия Шукшина шоферы влюбляются в женщин, но. несмотря на самоуверенность (или. может быть, из-за нее), не доводят дело до близких от ношений. Они, как и все герои Шукшина, «одиночки».
В рассказе «Классный водитель» 26-летний Пашка Холманский выглядит как «не то очень злой, не то красивый». При первой встрече с Настей Платоновой, деревенской библиотекаршей и «местной красавицей», Пашка говорит ей, что он из Москвы, но на следующий же день отказывается от своих слов. В рассказе «Гринька Малюгин» одноименный персонаж, ветеран танковых войск, становится местным героем, прыгнув в охваченный пламенем грузовик и отведя его от топливной базы.
Когда молодая журналистка берет в больнице у него интервью, он упрашивает ее придти еще раз и делает это с одной только целью: доказать соседям по палате, что это не он в нее влюбился, а наоборот. Все эти персонажи — вместе с заикающимся героем рассказа «Коленчатые ваты» — соединились в главном действующем лице фильма «Живет такой парень» (первом, снятом Шукшиным-режиссером). Фильм открывается сценой, в которой Пашка Колокольннков ведет свой ГАЗ-51 по Чуйскому тракту, той самой дороге через Алтайские горы, которая фигурирует в популярной песне «Шоферская баллада». Заканчивается она Пашкиным лечением в больнице, где он не только мечтает о Насте, но и начинает свыкаться со своим кочевым, независимым образом жизни.
Во всех этих рассказах не найти историй о том, как водители берут деньги с подвозимых ими пассажиров или за перевозку левого груза, как сбывают грузы на сплюну, используют нормы «естественной убыли» для обеспечения себя, родственников и соседей дефицитными товарами или просто «ругаются как шоферы». Таких людей нельзя было изображать на экране или в печати в качестве положительных героев. В интервью, данном несколько лет назад, Гершон (Гриша) Голдштейн, проработавший водителем грузовика в своем родном Киеве с 1948 по 1990 г., отверг предположение, будто он нарушал закон («Я этого не делал... мы только видели, как это делали другие — крали и пр.»). но описывал коллег как готовых сделать что-то подобное.
Гриша получал хорошую зарплату, особенно после того, как в начале 1960-х гг. стал водить по всей Украине большегрузные машины, но он чувствовал, как тяжко зарабатывает каждую копейку. «На мне лежало куда больше ответственности, чем на любом заводском рабочем... Если вы за рулем, вы отвечаете за грузовик, за себя, за окружающих людей, за дорогу». Это также был «очень тяжелый физический груд... особенно зимой», с большим количеством неоплачиваемых переработок. Конечно, он был рад, что может заработать «на жизнь, на семью и других родственников», но «не хотел бы, чтобы работа становилась врагом».
Зарплата водителя грузового автомобиля зависела теоретически от класса вождения, типа и марки машины, веса перевезенного груза и расстояния (тонно-километров), характера груза, частоты ремонта и некоторых других факторов, для учета которых, пожалуй, было бы неплохо знать высшую математику. Но опыт Гриши Голдштейна показывает: директора автобаз и диспетчеры предпринимали ротацию водителей на разных видах перевозок, чтобы дать каждому возможность получить свою долю товаров, которые в соответствии с правилами, установленными государством, списывались как «испорченные» при транспортировке. И эта система работала десятилетиями.
Похожие объявления / новости